МОУ Куяновская СОШ |
Учитель биологии и химии |
|
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность особенно важно в сельских школах. Занимаясь научно-исследовательской работой, сельские дети, которые по сравнению с городскими детьми отличаются своей скромностью, не смелостью, приобретают навыки публичных выступлений и презентаций. Одной из главных особенностей проектной – исследовательской деятельности учащихся по биологии, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление своего результата. Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, который был заложен еще в школе, смогут развивать научные знания. Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Проектно – исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, повышению интереса к биологии. Учащиеся постигают азы проектно - исследовательской деятельности в школьном экологическом кружке «Юный эколог», а затем реализуют полученные исследовательские и проектные навыки на практике и публично представляют свои работы на школьной научно-практической конференции, а затем принимают участие в муниципальной конференции «Шаг в будущее». Особенно успешно обучающиеся выступили с проектом «Зеленый сад», с исследовательской работой «Лук - наш зеленый друг». Для привлечения учащихся проектно-исследовательской работой учитель продумывает интересные темы, наиболее интересны, на мой взгляд, является проведение экспериментов и опытов, например, выращивание бактерий, растений под руководством педагога. Ведь педагог в проектно-исследовательской деятельности является только консультантом. Главная задача педагога – выявить одаренных детей и помочь реализовать творческий потенциал ребенка. Исследовательская работа учащихся, чаще всего проводится во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при постановке лабораторных опытов и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, множество других общественно-полезных дел, а длительная работа может просто надоесть ученику. А главное, нужно отметить, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни. |