МОУ Куяновская СОШ

Учитель биологии и химии
Кайбазакова Анастасия Петровна

Информационная карта инновационного опыта

Блок I. «Общие сведения»

1.1.Адрес передового опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Куяновская средняя школа

636953 Томская область

Первомайский район с. Куяново

улица Центральная д.16

1.2. Сведения об авторе передового опыта

Ф.И.О. автора

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Кайбазакова Анастасия Петровна

учитель биологии

высшее, Томский Государственный Университет, Биолого-почвенный факультет, 2005 год

13 лет

первая

Почетная грамота департамента общего образования

Блок II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта

Развитие критического мышления как средство повышения качества образования.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

  1. Противоречия между высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени.
  2. Не сбалансированности современной программы и учебников.
  3. Отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе.

3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Автор опыта убеждена, что создание условий для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, в сочетании известных методик, различных приемов и методов по формированию критического мышления школьников, внедрению индивидуализации, дифференциации и различных видов контроля приведет к формированию универсальной творческой личности, способной отбирать и анализировать нужную информацию, адекватно оценивать обстановку в стране и в мире.

4. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель- осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Достичь желаемого педагогу помогло использование личностно-ориентированных технологий. Учитывая специфику курса биологии, невозможно отказаться от лабораторных и практических занятий, т.к. необходимо выявить степень овладения учащимися практическими видами учебной деятельности, например, проводить опыты и наблюдения, распознавать живые организмы и химические вещества. Поэтому, учитель стал активно внедрять технологию развития критического мышления в учебный процесс, как в урочное, так и во внеурочное время. В результате учащиеся стали раскрепощёнными, речь более грамотная, логически построенная, вырос уровень интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и самооценки учащихся.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса).

Сущность опыта заключается в использовании индивидуального обучения, которое дает возможность ребенку проявить самостоятельность, учитывает субъективный опыт учащегося и уровень развития его интеллектуальных способностей, мышления.

6. Результат изменений

Сделан анализ обученности и качества знаний учащихся за три года.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. сайт ИД «Первое сентября» в разделе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» опубликован урок по биологии по теме «Строение клетки». Режим электронного доступа: http://festival.1september.ru

2. Публикация «Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо в обучении биологии». (сборник ТОИКРО, октябрь, 2008 год).

8. Классы и количество учащихся, участвующие в нововведении.

5-11 класс (56 обучающихся)

9. Сроки реализации нововведения

2008-2011 гг.

10.Цель инновации

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся с помощью внедрения в образовательный процесс технологии «Развитие критического мышление через чтение и письмо».

Блок III. Описание инновационного опыта учителя

 Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, учителей, но и у каждого из наших учеников. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей.

Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.

Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Цель технологии развития критического мышления – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Для реализации развития критического мышления учащихся преподавателем успешно применяются в процессе обучения элементы ИНСЕРТ интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления), таблица ЗХУ, Зигзаг, синквейн и другие методы данной технологии.

Проанализировав степень сформированности знаний в период с 2007 по 2010 год выявлено, что уровень успеваемости был стабилен и составлял 100%.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся по биологии за три года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты.

Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Региональный, участие в областной научно- практической конференции, выступления на РМО, педагогических советах школы. Ограничений в использовании данного опыта нет, рассчитан на массовую школу.

 

Бесплатный хостинг uCoz