МОУ Куяновская СОШ

Учитель биологии и химии
Кайбазакова Анастасия Петровна

Статья «Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо в обучении биологии» 

(далее РКМЧП)
(ТОИКРО, октябрь, 2008 год)  

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.

Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Данная технология относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется.

Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам отслеживать процесс познания и понимания. Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

 Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться,

вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Возможности применения элементов технологий Открытого образования показаны на примере конкретного урока по общей биологии 11 класса «Строение клетки и роль ее структур». Данный урок можно проводить сдвоенным, тогда результат будет виден сразу после уроков.

Цель урока: Познакомить уч-ся со строением клеточных структур; продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять их сходства и различия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи

Образовательные 1. Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки. 2. Познакомиться с многообразием клеток. 3. Развивать лингвистические способности учеников.

Воспитательные 1. Развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы. 2. Продолжать формирование интереса к окружающей природе.

Развивающие 1. Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы. 2. Развивать логику и критическое мышление.

Эксперимент (демонстрация): Приготовление и рассмотрение временных препаратов чешуи лука, мякоти томата.

Оборудование Таблицы с изображением животных и растительных клеток; четыре различных текста о клетках; листы бумаги, фломастеры, магниты; микроскопы; препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, луковица лука, томат.

Форма работы по технологии РКМЧП: Составление «Кластера», ЗХУ, Инсерт.

Ход урока:

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

Структура урока

Ход урока

Методы и формы работы

Этап вызова

 

Беседа

Ситуация успеха

1.                Введение
Повторение строения простейшей растительной клетки
Отличительные особенности строения клетки растения и клетки животного (амебы). (3 мин.)

2.                В чем отличия между растительной и животной клетки? Глубоко ли мы с вами понимаем эти отличительные признаки? И применяем ли мы свои знания в жизни?

3.                Так чем же мы с вами будем заниматься на уроке сегодня?

Постановка учебной задачи

Этап осмысления содержания 

 

Работа в группах

 

Анализ учебного материала

1.              Основная часть
Многообразие клеток (прокариоты и эукариоты).
– У каждой группы на столе текст о прокариотах или эукариотах.

Составить таблицу ЗХУ.

Происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием. Время на обсуждение не более 3-4 минут.

 

Ученикам предлагается ознакомиться с материалом внутри группы и подготовить краткий учебный текст о клетке за 4 минуты. Тезисы предлагается написать на листе (составить кластер).
– Ознакомление, обсуждение, обмен мнениями в группах. Работа над тезисами. Подбор иллюстраций.
– Представление результатов работы каждой группы. Выступает представитель группы.
– Учитель обращает внимание учеников на необычность составления кластера, составление глубоких тезисов.

 

Использование элементов технологии Открытого образования «Критическое мышление в процессе чтения и письма» в ходе работы с текстами

– Две группы подбирают аргументы в пользу первого тезиса, остальные в пользу второго. Аргументы предлагается написать на листах.
– Работа в группах.
– Представление результатов работы.
Представители групп выходят с листами, на которых написаны аргументы в пользу тезиса. Листы закрепляются на доске магнитами (записи должны быть разборчивыми и понятными).
Выступают по очереди. Выступающие стараются не повторять сказанного предыдущими.
Учитель на доске составляет сводную таблицу:

Использование элементов технологии Открытого образования «РКМЧП»

 

Характерные признаки прокариотических и эукариотических клеток.

Компоненты клеток

Прокариоты

Эукариоты

 

 

 

 

 

Поиск глубокой информации по данной проблеме

 

 

Далее каждой группе дается отдельное задание. «Инсерт» или «пометка на полях»

1 группа: Составить «Кластер» по строения следующий органелл: ЭПС, АГ, рибосомы;

2 группа: Составить «Кластер» по строения следующий органелл: лизосомы, митохондрии;

3 группа: Составить «Кластер» по строения следующий органелл: опорно-двигательная система клетки, клеточные включения;

4 группа: Составить «Кластер» по строения следующий органелл: пластиды, клеточный центр, ядро.

Использование элементов технологии Открытого образования «Критическое мышление в процессе чтения и письма» в ходе работы с текстами

Применение ЗУНов на практике 

Демонстрация приготовления временных препаратов луковой чешуи и мякоти томата.

Этап рефлексии

 

Контроль и оценка

Итог урока

Подведение итогов. Дети оценивают полученные знания, дают полную характеристику своей проблеме, получают полный ответ. Результат решения своего вопроса «Составление кластера», который поможет в дальнейшем домашнем закреплении знаний по теме.

Также в конце урока можно предложить учащимся самостоятельно составить полный «Кластер» по строению клетки на большом листе или ватмане.

Так в общем виде может выглядеть урок, построенный в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Большое значение придается смене позиции учителя, который из человека, дающего знания, становится дирижером.

Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов. Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа могут проводиться даже с дошкольниками, ведь и у них есть определенные представления о предметах и явлениях действительности

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.

Таким образом, технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся.

Статья «САМООБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СЕБЯ,
САМООБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ...»
(ТОПКРО, октябрь, 2010 г.)

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, поэтому педагог должен всегда заниматься самообразованием и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без самого процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах учеников перед ними каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Основными направлениями, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием: профессиональное; психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Процесс самообразования заключается в том, что учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источниками могут быть:

1. Телевидение
2. Газеты, журналы
3. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
4. Видео, аудио информация на различных носителях
5. Повышение квалификации.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы: обучение на курсах (один раз в пять лет); участие в методической работе города, района, школы.

6. Семинары и конференции
7. Мастер-классы
8. Мероприятия по обмену опытом
9. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
10. Путешествия.
11. Компьютерные технологии, так как имидж современного учителя немыслим без этих знаний. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

12.                Ресурсы интернет, так как это универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации, который позволяет обмениваться опытом, учиться, участвовать заочно в конкурсах, посещать конференции и семинары. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, для педагога сельской школы является программа саморазвития. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы (темы могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога); цели и задачи; предполагаемый результат; этапы работы и сроки его выполнения; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы, а также форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования могут быть: повышение качества преподавания предмета, разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых форм, методов и приемов обучения, доклады, выступления, разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии, разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям, создание комплектов педагогических разработок, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Самообразование педагога будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Также учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Еще одним условием для профессионального роста педагогов является создание комфортных условий в образовательном учреждении.

Педагогу важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты и выводы. Поэтому у каждого учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким «досье успехов» может стать «портфолио», т. е. полное собрание собственных достижений. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Подходы к построению портфолио могут быть разными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Поэтому самообразование педагога постепенно должно перейти в научно-исследовательскую деятельность. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

А показателями эффективности педагогического самообразования является, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Поэтому «выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменение». (Ч. Дарвин).

Статья «Анализ учебника общая биология под редакцией В. В. Пасечник»
(Издательство «Дрофа», сайт www/ drofa.ru)

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.

В преподавании школьной биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

Обучение учащихся биологии в Куяновской средней школе ведется по программе, в основе которой лежит концентрический принцип. Применяется линия издательства «Дрофа», которая включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:

– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»;

– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;

– 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;

– 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;

– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».

– 10-11 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология».

Данная линия учебников по биологии для учащихся 5-11 классов разработана с учетом принципов современной педагогики. В ней предусматривается развитие базовых понятий, переходы общенаучных понятий из темы в тему и их соподчиненность между собой, а также формирование новых мыслительных алгорит­мов, что отражено в требованиях к знаниям и умениям учащихся. Эти учебники так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии).

В УМК по биологии В. В. Пасечника находят отражение следующие подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

– Разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу.

– Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни.

– Реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов.

– Формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации.

– Повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

В данной статье хочется больше уделить внимание учебнику для учащихся 10-11 классов. Учебнику по общей биологии данной линии свойствен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала.

Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии, при этом в материале каждого параграфа выделены эти понятия жирным шрифтом, что привлекает взгляд ученика и концентрирует его внимание.

В начале каждого параграфа указаны основные теоретические вопросы, с помощью которых можно натолкнуть и помочь ученикам определить тему урока. Также необходимо отметить то, что в учебнике главы и параграфы логически взаимосвязаны между собой. Последовательность глав в учебной книге имеет содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Данный учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Язык изложения учебника доступен, учебники прекрасно иллюстрированы всевозможными рисунками. Но все - таки необходимо указать, что в учебнике очень мало иллюстраций – фотографий, так как ученику необходимо иметь представление, как выглядит тот или иной органоид не только схематически. В настоящее время, когда в школах повсеместно введен Единый Государственный экзамен, такие иллюстрации необходимы в данном учебнике, ведь очень часто такие фотографии находят применение в различных заданиях ЕГЭ.

Данная книга обладает традиционной структурой изложения и представляет собой изложение материала начиная с клетки и заканчивая введением основ экологии. Материал дается развернуто, поэтому достаточно полно совпадает с кодификатором КИМов при отсутствии ряда важных элементов, например, нет изложение таких явлений, как круговорот углерода и воды. Характерно, что представления об эволюции излагаются преимущественно на уровне классического дарвинизма, без рассмотрения деталей синтетической теории, что вполне логично определяется принятой структурой изложения, хотя данная теория основана на генетических представлениях и может быть объяснена только при усвоении основных понятий генетики. Поэтому это достаточно надежное пособие для преподавания общей биологии и подготовки к единому государственному экзамену.

Эта книга является наиболее адекватным отражением образовательного минимума по биологии: она содержит основное большинство обязательных понятий и сравнительно небольшое количество дополнительной информации.

Материал учебника способствует развитию творческих способностей учащихся, навыков самообразо­вания интереса учащихся к предмету, практическому применению знаний и навыков. Материал учебника по общей биологи направлен на организацию познавательной деятельности учащихся, а значит, направлен и на повышение мотивации к изучению данного предмета. Этому способствует и то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). Также мне как педагогу нравится, что при изучении некоторых параграфов, указываются темы сообщений или докладов по изучаемому направлению.

В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающее основное содержание.

Для учебника характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебник отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.

Данный учебник и, наверно, учебно-методический комплект по общей биологии учитывает социальный заказ школы, предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки.

Конечно, при всех положительных сторонах учебника по общей биологии для 10-11 класса, необходимо рекомендовать авторам внести некоторые дополнения в данную книгу. Прежде всего, хочется, чтобы в учебник был внесен полный лабораторный практикум или хотя бы инструктивные карточки к лабораторным работам. Ведь без практической направленности изложение учебника, какое - то неполное или даже не завершенное. Хотя в конце некоторых параграфов указывается проведение некоторых практических опытов.

Отрицательной стороной учебника для учащихся 10-11 класса является «скупость» генетических задач, задач по молекулярной биологии и по экологии. Ведь при изучении основ генетики очень важно на практике показывать наследование тех или иных признаков. Поэтому учителю приходится искать другие источники для практического применения и закрепления знаний по данным темам. Да и в конке урока у педагога нет возможности дать какое-либо подобное задание для домашнего повторения, и мне как учителю приходится искать другие источники.

Также необходимо отметить, что часто в учебнике при изложении исторического появления того или иного термина или процесса, скупо указывается год открытия и фамилия ученого. Например, процесс двойного оплодотворения открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. Почему нельзя было указать не только эту информацию с полным именем и отчеством, но и фотографию ученого. Ведь получается какое – то обезличивание, а данное открытие в ботанике одной из самых важных. И часто ученик просто заб

Бесплатный хостинг uCoz