ПРОЕКТ
«Развитие критического мышления как средство повышения качества образования»
Пояснительная записка
Основное направление образования в нашей стране - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих становление личности ребенка в любой деятельности. Главный акцент делаем на учет индивидуальных особенностей.
Исходя из целей образования и стратегических целей школы вытекает главная цель моей работы – создание благоприятных условий, обеспечивающей саморазвитие, самореализацию индивидуальных способностей каждого ученика, формирование творческой личности, способной адаптироваться к условиям жизни.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- создать определенные условия для обучения каждого ребенка;
- способствовать развитию у учащихся критического мышления и потребности к самообразованию и саморазвитию.
Решение этих задач осуществляется в ходе реализации обучения в школе. Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник — это основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения любая текстовая информация выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.
О важности целенаправленного развития критического мышления у детей в образовании говорилось всегда. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
При формировании критического мышления через чтение и письмо учащийся должен обладать основными ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические компетенции:
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные компетенции:
- Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
- Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные компетенции:
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
- Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
ПРОЕКТ «Развитие критического мышления как средство повышения качества образования»
Презентация проекта